Новости

1 июля вступили в силу поправки в Закон об электронной подписи: что изменилось?

Читать
Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 476-ФЗ

В конце прошлого года в Закон об электронной подписи были внесены изменения, направленные на реформирование системы выдачи электронной подписи и ее использования. Большинство новелл должно было вступить в силу 1 июля 2020 года, однако в июне из-за пандемии вступление в силу части нововведений, изначально намеченное на 01.07.2020, было перенесено на более поздние сроки.

В результате с 1 июля в сфере выдачи электронной подписи произошли не все запланированные изменения, а лишь некоторые. Выделим среди них следующие:

1. Уточнено понятие аккредитованного удостоверяющего центра. Таковыми, согласно новой редакции Закона об электронной подписи, являются удостоверяющие центры, получившие аккредитацию, а также УЦ ФНС России, УЦ Федерального казначейства, УЦ ЦБ РФ.

2. Изменились требования, выполнение которых является условием для получения удостоверяющим центром (далее также УЦ) аккредитации. В частности:

- минимальный размер собственных средств (капитала) УЦ должен составлять 1 млрд руб. (ранее - 7 млн руб.). Однако при наличии у удостоверяющего центра не менее чем в трех четвертях субъектов РФ одного или более филиала или представительства, достаточным будет размер собственных средств (капитала) в 500 млн руб.;

- увеличился размер финансового обеспечения ответственности за убытки, причиненные третьим лицам.

Кроме того, введены требования:

- о необходимости наличия лицензии на деятельность по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием таких средств и т. д.

- о том, что в отношении удостоверяющего центра, претендующего на получение аккредитации, не была досрочно прекращена его аккредитация в течение трех лет до подачи заявления.

3. Аккредитация УЦ будет осуществляться по общему правилу на 3 года (ранее - на 5 лет).

4. Аккредитация удостоверяющих центров, полученная ими до 01.07.2020, действует до истечения срока, на который они были аккредитованы, но не более чем до 1 января 2022 года. При этом такие УЦ вправе создавать и выдавать квалифицированные сертификаты в течение всего срока действия аккредитации, но не позднее чем до 1 июля 2021 года. А квалифицированные сертификаты, выданные УЦ, аккредитованными до 01.07.2020, действуют до истечения срока, на который они выданы, но не более срока действия аккредитации выдавших их удостоверяющих центров либо не более чем до 01.01.2022.

5. Идентификация заявителя-физлица при получении электронной подписи может быть проведена одним из следующих способов:

1) при посещении заявителем удостоверяющего центра лично;

2) без личного присутствия заявителя:

- с помощью действующего квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи;

- с использованием биометрических данных, содержащихся в загранпаспорте нового образца или в единой системе идентификации и аутентификации и единой биометрической системе.

Информация о том, каким из указанных способов владелец подписи подтвердил свою личность, должна указываться в квалифицированном сертификате ключа проверки электронной подписи.

6. Аккредитованный УЦ на безвозмездной основе должен обеспечивать физлиц шифровальными (криптографическими) средствами для проведения идентификации этих физических лиц в аккредитованном УЦ на основе предоставления биометрических персональных данных без личного присутствия через Интернет.

Что касается квалифицированного сертификата, то он должен выдаваться аккредитованным УЦ на безвозмездной основе или за установленную удостоверяющим центром плату при условии, что ее размер не превышает предельный размер, порядок определения которого вправе установить Правительство РФ.

7. Если ранее удостоверяющий центр обязан был в письменной форме информировать заявителей об условиях и о порядке использования электронных подписей и средств электронной подписи, о рисках, связанных с их использованием, и о мерах, необходимых для обеспечения безопасности электронных подписей и их проверки, то теперь указания на письменную форму соответствующая норма не содержит.

8. Регламентировано проведение федерального государственного надзора в сфере электронной подписи, в том числе внеплановых проверок аккредитованных удостоверяющих центров. Плановые проверки проводиться не будут.

9. Аккредитованные УЦ (а также работники УЦ, доверенные лица и их работники) будут нести в том числе уголовную ответственность за неисполнение обязанностей, установленных Законом об электронной подписи и иными принимаемыми в соответствии с ним НПА, а также порядком реализации функций аккредитованного УЦ и исполнения его обязанностей (ранее - только гражданско-правовую и/или административную ответственность; кроме того ранее речь шла только об ответственности самого УЦ).

Вступили в силу некоторые иные изменения.

К сведению: введение новых правил о том, что удостоверяющие центры, получившие аккредитацию, смогут выдавать КЭП только обычным гражданам, а юрлицам и ИП нужно будет обращаться за ней в УЦ ФНС, УЦ Банка России, руководителям госорганов - в УЦ Федерального казначейства, перенесено на 01.01.2022. Также до 2022 года отложено введение новых правил использования квалифицированной электронной подписи при участии в правоотношениях различных групп пользователей и оформления доверенностей, необходимых для использования КЭП (применения специальных электронных машиночитаемых доверенностей).

Вступление же в силу поправок об "облачной" квалифицированной электронной подписи; введение двухэтапного порядка аккредитации удостоверяющих центров с привлечением Правительственной комиссии и ряда иных новшеств произойдет 1 января 2021 года.

Источник: Гарант.ру

Правительство отменило очередную порцию устаревших актов СССР и РСФСР

Читать
Постановление Правительства РФ от 13 июня 2020 г. N 857

Не действующими на территории Российской Федерации признаны свыше 450 актов и их отдельных положений, изданных центральными органами государственного управления РСФСР и СССР по прилагаемым к постановлению перечням. Кроме того, отменен акт федерального органа исполнительной власти РФ - приказ Минприроды России от 08.11.1995 N 456 "О порядке регистрации маломерных судов".

Этот перечень утвержден по итогам третьего этапа работы с правовыми актами СССР и РСФСР в рамках реализации механизма "регуляторной гильотины". Подробнее о предыдущих этапах мы рассказывали ранее.

Постановление вступит в силу 25.06.2020. Для актов, перечисленных в Приложениях N 3-4, установлен иной срок признания их не действующими на территории РФ, - с 1 января 2021 года, а для актов из Приложения N 5 - с 1 июля 2021 года.

К сведению: в июне Правительством РФ был принят ряд иных решений, также являющихся частью комплекса мероприятий, проводимых в рамках реализации механизма "регуляторной гильотины".

В частности, с 2021 года отменяется ряд нормативных актов в сфере обращения лекарств, а также ряд актов Минздрава России и Правительства РФ в сфере контроля качества и безопасности медицинской деятельности.

Также с 2021 года признаны утратившими силу/ отменены отдельные нормативные правовые акты, содержащие обязательные требования, соблюдение которых оценивается:

- при проведении Росреестром мероприятий по государственному контролю (надзору);

- при проведении мероприятий по контролю при осуществлении государственного контроля (надзора) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

- при осуществлении контроля в сфере образования;

- при проведении контроля за деятельностью представительств иностранных государственных органов и организаций по усыновлению (удочерению) детей на территории России и представительств иностранных некоммерческих неправительственных организаций.

Источник: Гарант.ру

Особенности апелляционного производства по административным делам по правилам главы 34 КАС: разъяснения Пленума ВС РФ

Читать
Пленум Верховного Суда РФ принял постановление, в котором дал разъяснения судам по применению положений главы 34 КАС РФ. В нем освещены вопросы, касающиеся сроков и правил подачи апелляционных жалобы, представления; разъяснен порядок действий суда первой инстанции после их поступления, а также порядок действий суда апелляционной инстанции после поступления дела с апелляционными жалобой, представлением; отмечены особенности обжалования определений суда первой инстанции; рассмотрены иные вопросы.

Выделим некоторые из приведенных в документе разъяснений.

В частности, в постановлении указывается, что апелляционные жалоба, представление, частная жалоба, представление могут быть поданы не только на судебный акт в целом, но и на его часть, например резолютивную или мотивировочную, по вопросам распределения судебных расходов, порядка и срока исполнения и по другим вопросам, разрешенным судом при вынесении судебного акта, а также на дополнительное решение, принятое в порядке ст. 183 КАС РФ. Но даже и при таком частичном обжаловании обжалуемый акт не вступает в законную силу.

Введение режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории РФ либо на ее части является уважительной причиной пропуска срока на подачу жалобы, представления.

Также ВС РФ напомнил, что суды первой инстанции в резолютивной части решения, определения должны указывать порядок и срок их обжалования. Если же составление мотивированного судебного акта отложено, при объявлении резолютивной части судебного акта лицам, участвующим в деле, их представителям, должно быть разъяснено, когда они могут ознакомиться с мотивированным судебным актом, что должно быть отражено в протоколе судебного заседания. Дата составления мотивированного судебного акта должна быть также указана в данном акте.

Отмечается, что после поступления апелляционных жалобы, представления, частной жалобы, представления в суд первой инстанции судья должен проверить в том числе, приложены ли доверенность или иной документ, удостоверяющий полномочия представителя, а также копия документа о наличии у представителя высшего юридического образования, ученой степени по юридической специальности либо копия документа, удостоверяющего статус адвоката. При этом, как подчеркнул ВС РФ, отсутствие в приложенных к жалобе документах копий перечисленных документов не является основанием для оставления жалобы без движения при наличии копий таких документов в материалах дела.

Также не должны влечь оставления апелляционных жалобы, представления без движения их несущественные недостатки, в частности:

- неуказание номера административного дела, присвоенного судом первой инстанции, при наличии сведений об обжалуемом решении суда и соответствии жалобы, представления иным требованиям КАС РФ,

- неуказание адреса электронной почты или номера телефона при наличии иных данных, позволяющих известить лицо, подающее жалобу, представление, о движении дела, или при наличии названных сведений в материалах дела,

- иные недостатки, которые сами по себе не являются препятствием для рассмотрения жалобы, представления.

Срок для исправления недостатков жалобы, представления должен назначаться с учетом реальной возможности их устранения, времени, необходимого на отправку и доставку почтовой корреспонденции, исходя из территориальной удаленности от суда места жительства или места нахождения лица, подавшего жалобу, а также с учетом иных обстоятельств.

Пояснено, что поскольку суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении, частной жалобе, представлении и возражениях относительно их, в случаях когда принятие судебного акта в обжалуемой части явилось следствием другого вынесенного по этому же делу и необжалованного судебного акта либо следствием выводов (мотивов), содержащихся в необжалованной части судебного акта, суд вправе проверить также необжалованный судебный акт по административному делу или обжалуемый судебный акт в части, которая не была обжалована.

Также ВС РФ обратил внимание судов на то, что протокол судебного заседания, составленный в письменной форме и содержащий все необходимые сведения, не может заменить аудиопротоколирование, ведение которого обязательно. Поэтому при нарушении процессуальных правил о непрерывном ведении аудиопротоколирования судебного заседания решение суда первой инстанции подлежит безусловной отмене.

Вместе с тем, если о технических причинах (сбоях), препятствующих осуществлению аудиопротоколирования, суду первой инстанции стало известно до или в ходе проведения судебного заседания, процессуальные нормы о ведении аудиопротоколирования признаются соблюденными, если судом первой инстанции были незамедлительно приняты зависящие от него меры по устранению данных причин (в том числе с объявлением перерыва в судебном заседании), а также по восполнению в протоколе и в аудиозаписи судебного заседания сведений, имеющих значение для дела.

В постановлении приведен целый ряд иных разъяснений.

Источник: Гарант.ру

В КоАП закрепят возможность снижать штраф ниже низшего предела и по "региональным" правонарушениям

Читать
Проект Федерального закона "О внесении изменений в статью 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (подготовлен Минюстом России)

Минюст представил проект поправок в КоАП РФ, наделяющий суд / должностное лицо правом в исключительных случаях назначать нарушителю административный штраф в размере менее минимально предусмотренного соответствующей нормой:

- даже если эта норма содержится не в КоАП РФ, а в региональном законе (такое ограничение уже признано Конституционным Судом РФ не соответствующим Конституции РФ, а кроме того, КС РФ разрешил в исключительных случаях снижать "региональные" штрафы организациям и до внесения изменений в КоАП РФ, подробнее об этом мы писали ранее),

- и если минимальный предусмотренный размер штрафа для граждан составляет не менее пяти тысяч рублей (сейчас - не менее 10 тысяч рублей). Минимальные размеры штрафов для должностных и юридических лиц, при которых возможно снижение размеров наказания ниже низшего предела, меняться не будут.

Источник Гарант.ру

Порядок работы судебных участков мировых судей с 12 мая 2020 года

Читать
Судебные участки мировых судей Оренбургской области (кроме участков, расположенных в административно-территориальных образованиях, находящихся на карантине) в соответствии с рекомендациями Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации с 12 мая 2020 года возобновляют слушания уголовных, гражданских, административных дел и материалов всех категорий, а также дел об административных правонарушениях, согласно ранее направленным извещениям о дате, времени и месте судебного заседания.
Вместе с тем, обращаем внимание на необходимость соблюдения в зданиях судебных участков мировых судей Оренбургской области санитарно-эпидемиологических требований, предусмотренных постановлениями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации и условиями режима повышенной готовности, введенного в Оренбургской области Указом Губернатора Оренбургской области от 17 марта 2020 года № 112-ук (с  последующими изменениями) «О мерах по противодействию распространения в Оренбургской области новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)», включая режим самоизоляции отдельных категорий граждан, правила социального дистанцирования и использование средств индивидуальной защиты органов дыхания.
Посетителям и участникам процессов необходимо находиться в зданиях судебных участков мировых судей Оренбургской области в средствах индивидуальной защиты (масках, перчатках, которыми участники процесса обеспечивают себя самостоятельно), рекомендуется воспользоваться  услугами Почты России или электронной почтой судебного участка.

В июне может начаться эксперимент по использованию неквалифицированной электронной подписи физлиц при совершении сделок через портал госуслуг

Читать
Проект Постановления Правительства РФ "О проведении эксперимента по дистанционному использованию усиленной неквалифицированной электронной..."

Минкомсвязи предлагает провести с 1 июня 2020 года по 1 июня 2021 года эксперимент, одна из целей которого - апробация возможности использования неквалифицированной электронной подписи при:

- совершении сделок с использованием единого портала госуслуг;

- заключении договоров аренды федерального имущества;

- предоставлении налоговой отчетности физических лиц;

- подписании документов, возникающих в рамках трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений по организации труда и управлению трудом; трудоустройству; подготовке и дополнительному профессиональному образованию работников; социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений;

- оказании иных услуг в соответствии с решением президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности.

Текст проекта соответствующего постановления Правительства размещен на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID 01/01/05-20/00101670). Его общественное обсуждение продлится до 19 мая 2020 года. В качестве основной причины проведения данного эксперимента в пояснительной записке к документу называется пандемия коронавирусной инфекции.

Планируется, что создание ключа электронной подписи и неквалифицированной электронной подписи в рамках эксперимента будет реализовываться средствами электронной подписи, предоставляемыми физическим лицам, имеющим подверженную учетную запись в единой системе идентификации и аутентификации, через подсистему "личный кабинет" единого портала госуслуг и (или) специально созданное мобильное приложение.

Согласно проекту, электронные документы, подписанные неквалифицированными электронными подписями, применяемыми в рамках эксперимента, признаются равнозначными документам на бумажных носителях, подписанным собственноручной подписью при условии соблюдения предусмотренных проектом требований к получению ключей неквалифицированной электронной подписи и сертификатов ключей проверки неквалифицированной электронной подписи, а также порядка проверки неквалифицированной электронной подписи.

Отмечается, что организации, индивидуальные предприниматели, а также граждане смогут поучаствовать в эксперименте на добровольной основе.


Источник: Гарант.ру