Иногда бывает проще пойти на компромисс и уладить дело миром с контрагентом, которым вы недовольны. Но все переговоры обычно ведутся до суда. Но если иск уже подан - то конфликт обычно зашел слишком далеко, и мировым соглашением дело не кончится. По статистике, таких дел не больше 2%. Верховный суд предлагает изменить ситуацию к лучшему с помощью регламента судебного примирения. В примирители приглашают судей в отставке. Они попробуют снизить накал взаимных претензий и помочь разобраться в конфликте конструктивно.

1.Зачем нужны разъяснения по примирительным процедурам?

Разъяснения актуальны, потому что с 25 октября 2019 года вступил в силу закон, который вводит судебное примирение. Верховный суд хочет, чтобы оппоненты мирились чаще не только в гражданском и экономическом, но и в административном процессе. Сейчас мировыми соглашениями заканчивается менее 2% арбитражных, 0,5% гражданских и до 0,01% административных дел.

2. Как проходит примирительная процедура?

Разъяснения Пленума называют такие принципы примирения: 

добровольность;

 сотрудничество;

равноправие;

диспозитивность;

конфиденциальность;

независимость и беспристрастность судебного примирителя. Отказаться от него можно на любой стадии переговоров, достаточно письменно сообщить об этом другим участникам процесса. Есть и материальное поощрение для истца, который участвует в примирительных процедурах. Заключение мирового соглашения в первой инстанции позволит ему вернуть 70% госпошлины, во второй и третьей – 50% и 30% соответственно.

Процедуру сможет инициировать одна из сторон, а также предложить суд. Дается возможность отложить судебное разбирательство на время примирительных процедур. В процессе оппоненты раскрывают в своих выступлениях, какие у них самые существенные претензии, чего они хотели бы добиться. Стороне запрещается разглашать сведения, которые стали известны, без согласия другой стороны. 

Процедура завершается примирением или отказом примириться, истечением сроков или прекращением. Например, когда примиритель понял, что оппоненты точно не смогут договориться. Также процедура завершается, если участники неоднократно не являются на заседания, препятствуют работе примирителя, затягивают процесс или иными способами злоупотребляют своими правами.

Мировое соглашение заключается при участии примирителя. Он должен убедиться, что стороны одинаково поняли его условия.

3. Кто может стать судебным примирителем?

Судебными примирителями смогут стать судьи в отставке из специального списка, который утвердит Пленум ВС. С 22 октября, когда Пленум впервые обсуждал проект регламента примирения, в документе конкретизировали критерии отбора кандидатов. Во внимание берут опыт работы в качестве судьи, научную деятельность, регион проживания. Кроме того, будет учитываться закон о статусе судей и то, чем именно занимался судья во время своей отставке. Моральный облик кандидата должен быть безупречен, потому что надо поддерживать высокий авторитет судей и суда. Сведения о примирителях будут публиковаться в интернете для сведения сторон.

В проект добавлены и некоторые другие положения. Например, судебный примиритель, который проводил беседу с одной стороной, обязан уведомить об этом оппонента. 

4.Что делает судебный примиритель?

Следит за порядком и ходом процедуры, поддерживает конструктивный, спокойный характер обсуждения;

Ведет переговоры со сторонами и другими лицами, в том числе - индивидуальные;

Знакомится с материалами, которые представили стороны, и материалами дела - с согласия суда;

Содействует сторонам в обмене документами, сведениями и сообщениями;

Дает сторонам рекомендации - например, истцу предлагает проверить обоснованность суммы требований, ответчику - обоснованность возражений на иск, сторонам - провести сверку расчетов, сопоставить обстоятельства выполнения или невыполнения обязательств;

Предлагает выработать и обсудить варианты урегулирования спора - оптимальный, удовлетворительный, нежелательный;

Завершает судебное примирение.Сторонам уголовного дела упростят доступ к экспертизам

Нижняя палата парламента поддержала поправки в Уголовно-процессуальный кодекс единогласно.

Госдума приняла в первом чтении законопроект, который обязывает следователя знакомить с постановлением о назначении экспертизы подозреваемого и его защитника. 

Как отмечается в пояснительной записке, сегодня обвиняемых и защитников знакомят с постановлениями о назначении судебных экспертиз зачастую уже после её проведения. «Такая практика лишает обвиняемого возможности задать вопросы эксперту, заявить ему отвод, ходатайствовать о производстве экспертизы в ином экспертном учреждении», – объясняют авторы законопроекта. По их мнению, поправки в ч. 3 ст. 195 УПК это исправят. Законодатель укажет, что ещё до направления материалов уголовного дела для производства судебной экспертизы следователь должен будет ознакомить с постановлением о её назначении подозреваемого, обвиняемого, его защитника, потерпевшего и его представителя. Также сторонам разъяснят их права. Эти действия запротоколируют: в документе уточнят, что все стороны с постановлением об экспертизе ознакомлены, его подпишут следователь и участники процесса.