1 июля вступили в силу поправки в Закон об электронной подписи: что изменилось?

Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 476-ФЗ

В конце прошлого года в Закон об электронной подписи были внесены изменения, направленные на реформирование системы выдачи электронной подписи и ее использования. Большинство новелл должно было вступить в силу 1 июля 2020 года, однако в июне из-за пандемии вступление в силу части нововведений, изначально намеченное на 01.07.2020, было перенесено на более поздние сроки.

В результате с 1 июля в сфере выдачи электронной подписи произошли не все запланированные изменения, а лишь некоторые. Выделим среди них следующие:

1. Уточнено понятие аккредитованного удостоверяющего центра. Таковыми, согласно новой редакции Закона об электронной подписи, являются удостоверяющие центры, получившие аккредитацию, а также УЦ ФНС России, УЦ Федерального казначейства, УЦ ЦБ РФ.

2. Изменились требования, выполнение которых является условием для получения удостоверяющим центром (далее также УЦ) аккредитации. В частности:

- минимальный размер собственных средств (капитала) УЦ должен составлять 1 млрд руб. (ранее - 7 млн руб.). Однако при наличии у удостоверяющего центра не менее чем в трех четвертях субъектов РФ одного или более филиала или представительства, достаточным будет размер собственных средств (капитала) в 500 млн руб.;

- увеличился размер финансового обеспечения ответственности за убытки, причиненные третьим лицам.

Кроме того, введены требования:

- о необходимости наличия лицензии на деятельность по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием таких средств и т. д.

- о том, что в отношении удостоверяющего центра, претендующего на получение аккредитации, не была досрочно прекращена его аккредитация в течение трех лет до подачи заявления.

3. Аккредитация УЦ будет осуществляться по общему правилу на 3 года (ранее - на 5 лет).

4. Аккредитация удостоверяющих центров, полученная ими до 01.07.2020, действует до истечения срока, на который они были аккредитованы, но не более чем до 1 января 2022 года. При этом такие УЦ вправе создавать и выдавать квалифицированные сертификаты в течение всего срока действия аккредитации, но не позднее чем до 1 июля 2021 года. А квалифицированные сертификаты, выданные УЦ, аккредитованными до 01.07.2020, действуют до истечения срока, на который они выданы, но не более срока действия аккредитации выдавших их удостоверяющих центров либо не более чем до 01.01.2022.

5. Идентификация заявителя-физлица при получении электронной подписи может быть проведена одним из следующих способов:

1) при посещении заявителем удостоверяющего центра лично;

2) без личного присутствия заявителя:

- с помощью действующего квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи;

- с использованием биометрических данных, содержащихся в загранпаспорте нового образца или в единой системе идентификации и аутентификации и единой биометрической системе.

Информация о том, каким из указанных способов владелец подписи подтвердил свою личность, должна указываться в квалифицированном сертификате ключа проверки электронной подписи.

6. Аккредитованный УЦ на безвозмездной основе должен обеспечивать физлиц шифровальными (криптографическими) средствами для проведения идентификации этих физических лиц в аккредитованном УЦ на основе предоставления биометрических персональных данных без личного присутствия через Интернет.

Что касается квалифицированного сертификата, то он должен выдаваться аккредитованным УЦ на безвозмездной основе или за установленную удостоверяющим центром плату при условии, что ее размер не превышает предельный размер, порядок определения которого вправе установить Правительство РФ.

7. Если ранее удостоверяющий центр обязан был в письменной форме информировать заявителей об условиях и о порядке использования электронных подписей и средств электронной подписи, о рисках, связанных с их использованием, и о мерах, необходимых для обеспечения безопасности электронных подписей и их проверки, то теперь указания на письменную форму соответствующая норма не содержит.

8. Регламентировано проведение федерального государственного надзора в сфере электронной подписи, в том числе внеплановых проверок аккредитованных удостоверяющих центров. Плановые проверки проводиться не будут.

9. Аккредитованные УЦ (а также работники УЦ, доверенные лица и их работники) будут нести в том числе уголовную ответственность за неисполнение обязанностей, установленных Законом об электронной подписи и иными принимаемыми в соответствии с ним НПА, а также порядком реализации функций аккредитованного УЦ и исполнения его обязанностей (ранее - только гражданско-правовую и/или административную ответственность; кроме того ранее речь шла только об ответственности самого УЦ).

Вступили в силу некоторые иные изменения.

К сведению: введение новых правил о том, что удостоверяющие центры, получившие аккредитацию, смогут выдавать КЭП только обычным гражданам, а юрлицам и ИП нужно будет обращаться за ней в УЦ ФНС, УЦ Банка России, руководителям госорганов - в УЦ Федерального казначейства, перенесено на 01.01.2022. Также до 2022 года отложено введение новых правил использования квалифицированной электронной подписи при участии в правоотношениях различных групп пользователей и оформления доверенностей, необходимых для использования КЭП (применения специальных электронных машиночитаемых доверенностей).

Вступление же в силу поправок об "облачной" квалифицированной электронной подписи; введение двухэтапного порядка аккредитации удостоверяющих центров с привлечением Правительственной комиссии и ряда иных новшеств произойдет 1 января 2021 года.

Источник: Гарант.ру
новость была опубликована 01 Июля, 2020 15:14