Постановление Конституционного Суда РФ от 6 ноября 2024 г. N 50-П

Конституционный Суд РФ проверил конституционность ч. 3 ст. 8.8 КоАП РФ, которой установлена ответственность за неиспользование земельных участков, предназначенных для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях.

Поводом для этого послужило обращение двух граждан. Ранее они получили в наследство доли в праве собственности на земельный участок, из которого были выделены их индивидуальные участки. В 2022 г. заявители были оштрафованы по ч. 3 ст. 8.8 КоАП РФ на 20 тыс. руб. каждый в связи с тем, что участки, предназначенные для ИЖС, не использовались ими более 3 лет (а именно около 7 лет): территория не огорожена, заросла кустарником, строительство жилых домов на них не ведется, иные постройки отсутствуют, за разрешением на строительство либо с уведомлением о планируемом строительстве жилого дома заявители не обращались. Оспорить штраф не удалось. Суды оставили требования заявителей без удовлетворения, сославшись, в частности, на то, что срок, в течение которого участок должен был быть использован для ИЖС, установлен ст. 284 ГК РФ об изъятии участка по решению суда при его неиспользовании по целевому назначению в течение 3-х лет.

По мнению заявителей, оспариваемая норма КоАП РФ не соответствует Конституции РФ, поскольку препятствует свободному осуществлению прав собственников, в том числе в связи с планируемым отчуждением ими земельных участков.

Конституционный Суд РФ, рассмотрев материалы дела, указал следующее.

Сама по себе ч. 3 ст. 8.8 КоАП РФ, как направленная на обеспечение административно-деликтными средствами принципов использования земель по целевому назначению и достижения баланса интересов общества и законных интересов граждан в земельных отношениях, в противоречие с Конституцией РФ не вступает.

Однако оспариваемая норма, являясь бланкетной, конкретной отсылки к регулятивной норме, за нарушение которой установлена административная ответственность, не предусматривает и содержит формулировку "в случае, если обязанность по использованию такого земельного участка в течение установленного срока предусмотрена федеральным законом".

Такое правовое регулирование по своему буквальному смыслу не позволяет рассматривать какую-либо норму в качестве содержащей необходимое условие применения мер административной ответственности.

При этом в судебной практике сложился подход (нашедший отражение и в делах с участием заявителей) о возможности применения в такой ситуации оспариваемой нормы КоАП РФ во взаимосвязи со ст. 284 ГК РФ, допускающей изъятие по решению суда земельного участка, в том числе для ИЖС, при его неиспользовании по целевому назначению в течение 3 лет. Данный подход основан на общности цели данных законоположений ГК РФ и КоАП РФ - обеспечение эффективного использования земельных ресурсов.

Однако, поясняет КС РФ, единство целей само по себе не может служить основанием для признания указанного в ст. 284 ГК РФ срока тем сроком, который является характеристикой противоправного бездействия согласно ч. 3 ст. 8.8 КоАП РФ.

Так, в частности, ст. 284 ГК РФ, допуская возможность изъятия участка при его неиспользовании в течение 3 лет, не квалифицирует это неиспользование как нарушение, а изъятие в таком случае является возмездным. Помимо этого, ГК РФ содержит указание на обязательное заблаговременное предупреждение собственника участка о допущенных нарушениях для устранения оснований до возможного изъятия. Применение же ч. 3 ст. 8.8 КоАП РФ не обусловлено предоставлением лицу, привлекаемому к административной ответственности, срока на устранение нарушения. Административно-деликтные последствия неиспользования земельного участка для ИЖС в виде назначения штрафа - по буквальному смыслу оспариваемой нормы - могут наступать сразу после выявления неиспользования.

При отсутствии прямой ссылки в ч. 3 ст. 8.8 КоАП РФ на указанное положение ГК РФ как на устанавливающее срок, при несоблюдении которого применяется административная ответственность, применение оспариваемой нормы приводит к установлению такой ответственности за деяние, не признаваемое правонарушением в момент его совершения.

Оспариваемая норма в данном аспекте не соответствует Конституции РФ.

Вместе с тем, отмечается в Постановлении, принятия федерального закона в его исполнение не требуется. 1 марта 2025 г. вступит в силу Федеральный закон от 08.08.2024 N 307-ФЗ, предусматривающий, что освоение земельных участков для ИЖС не может составлять более 3 лет. Это устранит препятствия для применения ч. 3 ст. 8.8 КоАП РФ.

Судебные акты, вынесенные по делам с участием заявителей, подлежат пересмотру.

В заключение отметим, что в Постановлении КС РФ подчеркнул, что целевое назначение земельного участка не только предполагает запрет иного, помимо целевого, его использования, но и допускает возможность понуждать правообладателя к использованию земельного участка. Причем такое правовое регулирование может исходить и из того, что не поощряется - хотя и не является само по себе недобросовестным - поведение, связанное с приобретением права на земельный участок единственно в целях его дальнейшей перепродажи: нормативно установленная обязанность использовать земельный участок по целевому назначению препятствует его удержанию без такого использования.

Источник: garant.ru