Обзор судебной практики по делам, связанным с применением законодательства об обязательном медицинском страховании (утв. Президиумом ВС РФ 27 ноября 2024 г.)
Президиум Верховного Суда РФ впервые утвердил отдельный Обзор судебной практики по делам сферы ОМС. В обзоре представлены 39 правовых позиций, которые сгруппированы по разделам:
- споры между ТФОМС и медорганизациями, в частности, отмечено, что даже если Комиссия по разработке терпрограмм ОМС уменьшила объем медпомощи, то правомерно оказанная до этого момента медпомощь подлежит оплате в полном объеме (п. 3 Обзора);
- споры между медорганизациями и Комиссиями по разработке территориальных программ ОМС, в частности, указано, что если медорганизация обращается в Комиссию за увеличением выделенного ей объема, то она должна доказать обоснованность и законность испрашиваемых объемов (п. 14 Обзора);
- споры между медорганизациями и страховыми медицинскими организациями, например, отмечено, что медорганизация может получить оплату за оказанные медуслуги сверх установленных объемов, если эти услуги оказаны в экстренной форме (п. 17 Обзора);
- споры между ТФОМС и страховыми медицинскими организациями;
- ответственность участников системы ОМС (в частности, вновь указано, что при спорах между ТФОМС положения ст. 395 ГК РФ не применяются, см. п. 25 Обзора, ранее эта позиция высказывалась в другом Обзоре),
- дела по оспариванию нормативных правовых актов, действий и решений уполномоченных органов (в частности, высказана позиция о том, что оплата из ОМС оказанного медорганизацией "сверхобъема" (кроме экстренной помощи, см. п. 17 Обзора) возможна только при условии, что медорганизация исполнила возложенную на нее обязанность по корректировке объемов путем обращения в Комиссию по разработке территориальных программ ОМС, см. п. 32 Обзора),
- процессуальные вопросы, в частности, отмечено, что суд вправе оценивать акт экспертизы качества медицинской помощи только в делах об оспаривании решений/заключений ТФОМС, основанных на данном акте (п. 37 Обзора), решения Комиссии по разработке территориальных программ ОМС не имеют обратной силы, если на это прямо не указано в законе (п. 39 Обзора).
Источник: garant.ru